Зачем в СССР делали такие большие колонки для дома

Первые акустические системы собственного производства появились в СССР в 50-тых годах прошлого столетия. Ни о каких микросхемах тогда и речи не шло. Громкоговоритель, подмагничивающий элемент и мощная электродинамическая головка «упаковывались» в прочный и достаточно объемный деревянный короб. Вес даже самого маленького полочного устройства был не менее 5-6 кг.

Советские колонки в ассортименте

Любовь к гигантизму или большая мощь?

На приобретение любого товара в СССР влияли два фактора: отсутствие выбора и желание похвастаться приобретением. Это сегодня можно пойти в магазин и ничего не купить, потому что растерялся перед огромным ассортиментом. В советские времена нужно было «хватать» что есть, ведь в следующий раз дефицит появлялся на полках магазина через несколько месяцев, а то и больше.

Чаще всего в продажу поступали достаточно громоздкие, почти концертные колонки. Но, говоря откровенно, ценители акустики в СССР и не гонялись за компактными устройствами. Здесь срабатывал второй фактор.

«То, что у меня есть колонки, народ должен не только слышать, но и видеть. Прямо из коридора», — примерно такая логика была у тех, кто сумел достать вожделенную акустику. Выставленные в окно колонки, орущие на весь двор, — вполне привычная для тех времен картина.

Делалось это, правда, не только из желания похвастаться. Большие колонки в крошечных «хрущевках» выдавали слишком уж сильное доминирование низких частот. В помещении такая музыка буквально гудела. Наверное, отсюда и пошло выражение: «соседи гудели всю ночь».

Советские радиолюбители с помощью басовых «ловушек» пытались откорректировать проблемы звучания, правда, без особых результатов. Приходилось либо приглушать звук, либо устраивать «концерт» для всей улицы.

Советские колонки

Лучшие советские колонки больших размеров

Несмотря на все недостатки даже сегодня найдется немало поклонников советской акустики, хотя у современных устройств качество комплектующих и сборки намного лучше. Встроенные в деревянный корпус колонки из СССР хорошо передавали низкие частоты и не дребезжали на предельной громкости. Многополосная акустика позволяла отдельно выводить и регулировать различные аудио частоты.

Такими способностями явно не может похвастаться дешевая китайская техника, заполонившая мировые рынки.

К лучшим советским колонкам можно добавить следующие экземпляры:

  • Электроника 150АС-001. Последняя и самая технологичная разработка советской промышленности. Появилась в конце 80-х и так и осталась экспериментальной конструкцией. Ее диапазон частотности – 25-40000 Гц, а мощность – 150 Вт. Такая аппаратура и сегодня стоит достаточно дорого, несмотря на определенные конструкционные недостатки.Колонки "Электроника 150АС-001"
  • S90. Легендарный бренд рижского завода «Радиотехника», мечта всех советских меломанов. Первая АС из СССР, которая соответствовала международным стандартам и получила качество Hi-Fi. S90 производилась не только для внутреннего рынка, но и как экспортная продукция. Ее диапазон частотности – 25-25000 Гц, а мощность 35-90-600 Вт.Колонки S90
  • 25АС-109. Аппаратура заслужила признание благодаря своей компактности и достойному качеству звучания. В отличие от других моделей АС, 25АС-109 была именно техникой для дома, а не для концертных площадок. Диапазон частотности – 40-20000 ГЦ, мощность – 25-35 ВТ.Колонки 25АС-109
  • 50АС-012 «Союз». По факту, брянская акустическая система является «урезанным» и удешевленным вариантом S90. Несмотря на отсутствие блока и индикатора перегрузки, аппаратура и сегодня выглядит, и звучит вполне достойно. Ее диапазон частотности – 40-25000 Гц, мощность – 50-90 ВТ.Колонки 50АС-012 «Союз»
  • 50АС-022 «Амфитон». Популярность аппаратура приобрела благодаря своей высокой мощности и сравнительно небольшому весу при достаточно солидных размерах. Достичь этого удалось благодаря замене деревянного корпуса на ДСП, что конечно же сказалось на качестве звучания. Несколько компенсирует этот недостаток высокая чувствительность аппаратуры. Диапазон частотности «Амфитона» – 25-25000 Гц, мощность – 80-150 Вт.Колонки 50АС-022 «Амфитон»

Размер имеет значение?

При выборе акустической системы для помещения следует ориентироваться на три показателя.

Речь идет про:

  • мощность;
  • максимальное звуковое давление;
  • глубина басов.

Маленькие колонки в огромном помещении не смогут обеспечить ни достаточной громкости, ни полноценного звучания басов.

Точно так же большие колонки в ограниченном пространстве не достигнут максимального звукового давления и полностью исказят звучание.

Поэтому, все должно быть соразмерно:

  • для помещений до 15 м2 или прикомпьютерной зоны подходят полочные колонки;
  • от 15 до 30 м2 – крупные полочные или напольные колонки;
  • свыше 30 м2 – напольные колонки с габаритами, сопоставимыми с площадью помещения.

Современные колонки в интерьере

Лучше сразу выбирать колонки правильно, чтоб потом не пытаться избавиться от проблем со звуком. Советские же акустические системы подойдут для тех, кто хочет недорого приобрести аппаратуру и создать определенную ретро-атмосферу.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (11 оценок, среднее: 3,91 из 5)
Загрузка...
                       

20 комментариев на «“Зачем в СССР делали такие большие колонки для дома”»

  1. mixail66666msg@gmail.com:

    Есть определенная формула отношения мощности и объёма колонок для качественного звучания.

    15
    6
  2. Вася:

    Любителям тщедушных столбиков и полочников не понять что такие масштаб звучания. Это не количество баса ,это размер звука. Как гавкает большая собака и маленькая, по разному же.
    Так вот столики хоть за миллион это болонка , а с90 и прочие это овчарка.
    Такого звука в столбах не будет никогда чисто физически.

    И такой размер как у с90 , стандарт 70х,80х годов. В Японии , и Сша были сотни моделей точно такого же размера и веса. Были Ас и покрупнее ,то реже.

    Потом всё испортилось , и люди стали думать больше о экономии места ,чем о бескомпромиссности звучания, появились убогие столбы и ещё более убогие сабвуферы.

    К тому же ас такого размера как с90 , просто раза в три дороже в производстве чем столбы, если ставить туда качественные динамики , а не как в Магнат Транспульс.

    Тем не менее этот самый Магнат и некоторые другие модели ,говорят о том что современные меломаны снова хотят ящики с большими ,свободноиграющими басовиками , а не натужные столбики с зажатым бумкающим звуком.
    Столбы это не напольники ,это полочники на подставке практически.
    А полочники что тогда ,что в наше время мало поменялись в плане формата.

    99
    13
  3. Евгений:

    Вася – ты похоже вообще не понимаешь о чём пишешь – также как и автор – два сапога пара .

    19
    73
    • Алена Бондаренко:

      О, один Евгений все понимает) Но, почему-то не говорит, только хейтит)))

      54
      5
  4. Алексей:

    в идеале колонки надо делать из бетона

    7
    3
  5. а:

    Вася начал за здравие, закончил за упокой.
    Размер колонок действительно важен, и полноценно звучащий бас бывает только при определённом размере НЧ динамика. Но! Хорошо звучащих напольников хватает, потому что тут много нюансов, особенно важна акустика той комнаты, где будут играть колонки. Одно из самых важных – АЧХ комнаты. И полочники тоже играют хорошо. Просто к ним нужно хороший саб докупить, и тогда никто из аудиофилов не придерётся к качеству звучания.
    Возвращаюсь к вопросу “почему делали большие”. Да потому, что в таком размере заведомо звук есть, его осталось только извлечь из этого размера. И в этом плане да, именно размер типа с90 довольно универсален для огромного количества помещений. Другое дело, что с90 не сумели довести до действительно хорошего звучания. Но и плохо они не играли. Им размер помогла выезжать за счёт ощущения звуковой волны, свойственной большим колонкам, именно звуковая волна является тем эффектом, который вас может поразить, если вы до этого слышали только мелкие полочники, даже с сабом.

    17
    10
  6. Сергей:

    С бетоном мог бы конкурировать мрамор, но чтобы передвинуть такие колонки на сантиметры, пришлось бы каждый раз вызывать такелажников.

    12
  7. Павелл:

    Кто лично не ощущал полноты звука с-90д да в паре с барк-001 где полоса 10-70.000 гц…

    18
    3
  8. максим:

    Делали большие колонки по простой причине на производстве не было маленьких динамиков мощностью по 2 вата .В телевизор Темп и Берёзка ставились сразу по 4 вата . Большие акустические колонки делали по причине того что страна СССР жила Было множество муз клубов .Бывали и обращения руководства парт организаций к населению. Для домашних кинозалов они тоже подойдут. Делали и самодельные из старых колонок радиол периода 70 х. Да и потом было модно подражать зарубежным рок музыкантам. Если колонки по 5 15 и 18 ватт будут изготавливать у нас в России то возможно будут снова изготавливать колонки для домашнего кинотеатра. Дело в цене и наличии денег. Автоакустика компонентная URAL AS-C1327K и Автоакустика URAL AS-C6947 как эконом вариант.

    20
  9. Eugen:

    Не интересовался как сейчас, но в 70-80-е в премиум-злит классе, что стоило неимоверных зеленых денег, корпуса некоторых моделей колонок изготавливались из мрамора. Думаю, что в магазинах “не для всех” колонки с подобными корпусами и сейчас продают.

  10. Василий:

    да ну на… Выставляли в окна и просто магнитофоны. Это всякая … ну не быдлота, а …. пыльвглазапускатели.
    Мощную аккустику брали не из за мощности , а из за… в основном БАСОВ. 70е…я еще студент техникума, но мы уже ворочаем пластами. Вертун Вега 101 Это предел мечтаний и он у единиц. Как то заходим к одному товарищу, а у него играет Блэк Саббат Параноид…. Бля…
    Стены гудят… слегка… Негромко, но стены гудят. Низкие давят. Сам играл на гитаре. В армии на басу. Потом на заводе сколотил группу. НИКОГДА не мог добиться НИЗКИХ, чтоб до кишок пробирало. Завидовал концертирующим ВИА, что у них есть такие бас аппараты. Только дома , уже купив, мощные 25, а потом и 35 АС , балдел от басов. Никогда ни каких колонок в окно не выставлял и желания не было. Что за бред…

    18
    3
  11. Андрей:

    Интересное название статьи, “Зачем в СССР делали такие большие колонки для дома”. Вообще, физику никто не отменял, и “для дома” тут совсем излишне, т.к. взаимосвязь, причём, нелинейную, внутреннего объма акустической системы, диаметр динамика, уровеня звукового давления и нижней границы воспроизводимого диапазона частот вместе с физикой никто тоже не отменял. Во всём мире делают акустические системы большого объёма. Хочешь иметь глубокий (хорошую нижнюю воспроизводимую границу НЧ) бас, делай либо диаметр НЧ динамика ооочень большим, но получишь проблемы с его раскачкой, либо динамик меньший диаметром, но больший внутренний объём басового отделения АС, либо и объём и динамик уменьшай, но при этом и звуковое давление получишь меньшее, если хочешь опять же получить опять же хороший диапазон НЧ, но потребуется увеличивать подводимую мощность и каким-то путём увеличивать мощность НЧ динамика, что тоже недёшево. При этом стоит учесть, что закрытый корпус АС даст более линейную, ровную АЧХ, но нижняя граница НЧ будет подрезанной, и опять нужно колдовать с объёмом и диаметром НЧ динамика, чтобы расширить её, либо ставить фазоинвертор, чтобы расширить эту самую границу, но бас при этом будет менее линейным (но опять же, тут можно с конструкцией фазоинвертора поколдовать). Добавим ко всему толщину стенок АС – звук должен исходить из динамиков, а не из стенок АС. Чем толще и жёстче стенки корпуса АС, тем меньше он “звенит”, тем лучше звук. А это хороший вес плюсом к объёму. Ну и материал корпуса АС немаловажен. И цена соответствующая. И подключаешь их уже не к компьютерной бубнилке. Всё “просто”.

    23
    1
  12. Игорь:

    Странно, совсем не увидел упоминаний “Корвет”. Старые колонки “35ас-208” как подключил к телевизору, так и смотрю и радио слушаю только через них, через штатные динамики уже не могу, сразу раздражает

  13. Вася:

    Все авторы пишут колонки из колонки течёт вода. А это акустическая система в простонародии акустика.

    3
    4
  14. Константин:

    В советское время я очень интересовался качеством звучания колонок, и соответственно усилителя, и источника звука: проигрывателя, магнитофона и т.д. Но в итоге я разочаровался и понял, что на том уровне развития этой техники добиться абсолютного звучания невозможно. С пластинок шёл шум от иглы и детонации мотора (даже прямого привода), а магнитофоны не хило гремели моторами, у высшего класса шума, конечно, было поменьше. У высококлассных приёмников даже с УКВ диапазона звук был так себе.
    Поэтому цифровая музыка меня сейчас вполне устраивает и главное, чтобы она звучала чисто, разборчиво, с приятным не гудящим басом. По-моему, больше пока придумывать ничего не надо. Теперь был бы смысл в песнях и музыке, то что я сейчас слышу, часто просто отстой.
    Послушать, например, клип “Кукушка” в исполнении Полины Гагариной даже на недорогой аудиотехнике, как у меня (активные колонки дефендер 2700) вполне нормально.

    5
    14
  15. Михаил:

    Нынешнему барахлу-нано-псевдо-акустике о-о-очень далеко той советской акустики, которая и сейчас превосходит по всем параметрам современные западно-азиатские коробочки. Да для нынешней цифры акустика и не нужна – это ж не музыка сейчас и не голоса у исполнителей(певцами назвать не получается), а ху*та.

    16
    4
  16. SLONIK:

    Имею S-90D,Корвет 150 АС и Вега 25 АС.15-ти ваттные Радиотехника и МАС-10 это тоже присутствует,но на подзвучку.Советские колонки делались в дереве,поэтому никакой буржуинский вариант из пластика не даст такого звука.

    10
    1
  17. Алексей:

    У меня, не у меня даже, а у моего отца были колонки Амфитон высшего класса 25АС-027. 4 штуки. Номинальная мощность – 25 Ватт. Кто знает, что такое номинальная мощность АС по ГОСТ – тот поймет. Усилители собирал я сам. С контролем отсутствия искажений синусоиды по осциллографу в диапазоне частот 20 Гц… 20 КГц.. или больше. В норме – чтобы до 30 КГц не было искажений как на малой – так и на номинальной мощности усилителя (возбуждение на СВЧ жестко пресекалось – кто в теме – знает про размытие “верха синусоиды…”). Генератор сигналов низкой частоты и вольтметр переменного тока были в комплекте. Эквивалент нагрузки с биффилярной намоткой сделал сам – там вообще в принципе ничего космического… А пахан был – меломан… Соединяли АС последовательно по 2 штуки на канал. И качали Rammstein, AC/DC, Accept, танцевальные темы типа Unlimited, Brooklin Bounce, DJ Alligator так, что тетя с первого этажа (а мы жили на третьем) приходила и просила “сделать музыку потише, а то у нее цветы в горшках с подоконников сползают…”

    6
    2
  18. Не Уася:

    японцы, омерикансы делали еще больше по габаритам акустику… полочники в ссср тоже были…

  19. мансур:

    В акустике (науке”акустика”),все размеры диктует размер звуковой волны,от этого никуда не деться!Расчёты АС начинаются и заканчиваются в диапазоне частот 10-12Гц – 300 – 500Гц.Всё что выше не требует больших размеров оформления,динамики СЧ и ВЧ тупо крепят к ящику НЧ!Тут работа дизайнеров.А вот с НЧ придётся повозиться акустикам!Начиная с главного “врага”-плоско-параллельных стенок ящика,кончая грубой подвеской динамиков НЧ.Природа тщательно “избегает” прямых углов и идеальных плоскостей,а уж в распространении звука всё стремится к СФЕРЕ! Никаких “паразитных”отражений,никаких призвуков и всего того,чего нет в оригинале!Вот представьте этот шар,если длина волны звука 12Гц равна нескольким МЕТРАМ! Так-что укладываясь в реальные в быту размеры приходиться жертвовать всей этой наукой “акустика” и производить вот эти “бубнилки”,небольшие!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.