Гении советского магнитофоностроения — кто на самом деле придумал Маяк и Radiotehnika

Во времена Советского Союза самыми популярными и востребованными были магнитофоны «Весна», «Маяк» и «Radiotehnika». Имена изобретателей, стоявших у истоков советского магнитофоностроения, мало кому известны. Однако благодаря им зарождалась новая эра системы звукозаписи и воспроизведения.

Маяк-203

Кто изобрел первый советский магнитофон

Первый аппарат для звукозаписи в Советском Союзе был изобретен Александром Федоровичем Шориным. Он получил название «шоринофон». Создатель устройства вышел с предложением использовать кинопленку для механической записи звуковых сигналов, что и было успешно применено на практике.

 Принцип устройства заключался в том, что собранная в кольцо кинопленка двигалась мимо резца, подключенного к рупору. При полном обороте кольца резец записывал звук и перемещался ниже до тех пор, пока вся ширина пленки не была использована. Запись на 300-метровой пленке могла длиться около 8-ми часов.

«Шоринофоны» начали регулярно использовать при звукозаписи аудиопередач с 1936 года.

Во время Великой Отечественной войны эти аппараты часто применялись корреспондентами «Последних известий» для освещения военных событий. В дальнейшем изобретение Шорина использовали для записей в радиовещании и кинопрокате.

Советский прототип магнитофона "шоринофон"

Братья Колесниковы

Ведущими разработчиками серии катушечных и транзисторных магнитофонов «Маяк» (001, 140, 2хх, 010, 011) были братья-близнецы Петр и Владимир Колесниковы, которые участвовали и в создании космических магнитофонов «Гном-А». В 1983 году было налажено производство советского кассетного стационарного магнитофона «Маяк-010-стерео» высшей группы сложности, который мог воспроизводить моно и стереофонические сигналы на магнитных лентах.

Такие ленты размещались в кассетах марки МК-60/90.

«Маяк-010-стерео» записывал звук с микрофона или другого источника, работал с внешними усилителями и стереонаушниками, а также мог воспроизводить запись или стирать ее, перематывать ленту и автоматически останавливаться после ее перемотки. В 1986 году начался выпуск новой модификации магнитофона – «Маяк-011-стерео».

Магнитофон "Маяк"

Hi-Fi made in USSR

35АС-1 вошла в историю, как Radiotehnika S-90 – легендарный продукт советской HI-FI-индустрии, а вместе с тем и символ высококачественной аудиотехнической разработки. В 2014 году нв одном из телеканалов России вышел сюжет, где  изобретателем неожиданно был назван Александр Ян-Беляевский. Однако это полностью противоречит истине, достаточно просто подсчитать его возраст. Он родился в 1965 году, то есть в момент изобретения системы ему было всего 11-12 лет. На самом деле родоначальником S-90 был латвийский инженер Роланд Керно.

Пытливый молодой, он начинал свою деятельность на одном из предприятий немецкой компании «Telefunken», специализировавшегося на ремонтах радиоаппаратуры, громкоговорителей и оптических приборов.

Имея неординарное мышление, Роланд Паулович занимался разработкой абсолютно новой оригинальной аудиотехники. В 1975 году необходимо было создать мощную систему акустики с Hi-Fi усилителем, которая могла бы раскрыть все возможности радиолы «Виктория 003» и электрофона «Аллегро 002».

Разработкой технического задания с новыми требованиями занялся Керно.  Благодаря напряженной работе коллектива инженеров КБ «Орбита» во главе с Керно, в 1977 году была создана 35АС-1, которая соответствовала Hi-FI-стандарту.

Советская Hi-Fi-стереосистема

Магнитофоны времен СССР практически вышли из употребления, будучи снятыми с производства по мере распада союзного государства, однако их создатели внесли неоценимый вклад в историю советской электроакустики. Кроме того, многие устройства звукозаписи, созданные в советскую эпоху, по-прежнему в почете у коллекционеров, являясь вожделенным трофеем в случае своей эксклюзивности.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (5 оценок, среднее: 3,20 из 5)
Загрузка...
                       

6 комментариев на «“Гении советского магнитофоностроения — кто на самом деле придумал Маяк и Radiotehnika”»

  1. Евгений:

    Вы забыли про «Электронику 001» Фрязинского завода. Это было на уровне мировых аппаратов.

    17
    1
  2. Константин:

    Радиола «Виктория 003» была у меня. Немного не доработали его. Сам приёмник и колонки действительно был высокого класса, приёмник очень хорошо ловил радиостанции и звучание было приятным, а вот с проигрывателем производители подкачали. Ведь в то время уже были проигрыватели с прямым приводом, звукосниматели высокого качества с алмазными иглами, а они поставили вертушку на пассике второго класса с иглами из корунда. Было очень обидно заплатить практически 700 рублей в 70-е годы и получить такой дешёвый проигрыватель.

  3. Андрей:

    Первым стационарным советским кассетником была Вильма, а никак не Маяк! И было это гораздо раньше 1983-го года! И в топе переносных кассетников Весна будет, в лучшем случае, на третьем месте, после Электроники и Романтика!

    7
    2
  4. Юрий:

    Вся радиотехника на Украине и в Прибалтике делась в оккупации ! Люди не хотели работать . Их заставляли !

    5
    23
  5. Иван:

    Однозначно люди не хотели работать, аппараты делали на отвяжись :))) ! До сих пор радиоприемники ВЭФ работают, и комплексы Радиотехника! А если бы хотели работать – штамповали бы экономически выгодную одноразовую аппаратуру – хлам, как китайцы в 90-е.

    10
  6. Александр:

    были всякие проигрыватели магнитофоны усилители и колонки и высшего класса и вообще балалайки. но до сих пор жалею что покупая их быстро сдавал и покупал новое. наше отечественное гораздо лучше иностранного. да не спорю в те годы импортная аппаратура была не только дорогой но и хорошей .только нынешняя техника никак не идёт ни в какое сравнение с тем что было раньше. жаль ту технику прошлых лет.

    7
    1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *