5 уникальных советских роботов, о которых за границей только мечтали

Как бы удивительно это не звучало, но роботы в СССР существовали не только в кино. В 70-80-х годах советская кибернетика была одной из ведущих в мире, а некоторые направления робототехники в СССР значительно опережали европейских и даже американских конкурентов.

Секретарь

В 1965 году преподаватель черчения калужского железнодорожного техникума Борис Гришин собрал робота-секретаря АРС. При его создании Гришин руководствовался лишь одной целью – помочь сильно больной на то время маме, ведь секретарь АРС выполнял довольно много полезных функций.

В его обязанности входило:

  • будить хозяина в заданное время;
  • напоминать о предстоящих планах на день;
  • отвечать на звонки и записывать входящие сообщения в период, когда хозяина нет дома;
  • приносить по надобности хозяину телефон;
  • включать приемник, телевизор или магнитофон;
  • реагировать на звонок в дверь – открывать дверь гостям, если хозяин дома, приветствовать их, проводить в гостиную, предлагать напитки и разливать их по бокалам, поднося аперитив гостям.

Стоит отметить, что все управление секретаря АРС было электромеханическим, имея в своей основе минимум электроники.

Робот-секретарь

 

Таир

Под руководством Николая Амосова в 70-х годах ученые Института Кибернетики создали на первый взгляд странную конструкцию под названием автономный транспортный робот «Таир» – механизм, который передвигался на трех колесах-шарах.

Машина с сетевой системой управления легко передвигалась в естественной среде, при помощи оптического дальномера преодолевала препятствия и оценивала окружающую обстановку, будучи способной к самостоятельному анализу.

Советский робот Таир

Андроид

Сегодня нынешняя молодежь без особого труда ответит на вопрос о том, что такое Андроид. Да-да, речь о той самой операционной системе для смартфонов, планшетов и других гаджетов. Но, мало кому известно, что первый тезка мобильной платформы появился именно в советское время в далеком 1936 году.

И это была не программное обеспечение в привычном его понимании, а полноценный робот В2М, которого соорудил советский школьник Вадим Мацкевич в возрасте 16 лет. На его создание парень потратил два года. Андроид умел здороваться, поднимая правую руку.

В 1937 Вадим Мацкевич принял участие в парижской выставке, получив за свое изобретение премию в 250 рублей, а также чуть ли не попал в тюрьму из-за своих политических взглядов.

Все дело в том, что Андроидом В2М на выставке заинтересовалась делегация из нацистской Германии. Ее представители сфотографировались возле робота, вытянув руки вперед в характерном нацистском приветствии. Впоследствии деятельностью Мацкевича заинтересовалось НКВД, но в итоге ситуация прояснилась и парня отпустили.

Рисунок советского робота "Андроид"

Антошка

Созданию этого робота поспособствовала крупнейшая авария, произошедшая в 1986 году на Чернобыльской АЭС. Тяжелый гусеничный робот №2 был создан для конкретной задачи – расчищать кровлю зданий в условиях жесткого ионизирующего облучения.

Все дело в том, что радиация после аварии наносила вред не только людям, но и машинам. Последние выходили из строя во время работы на объектах ЧАЭС.  

Поэтому, чтобы ликвидировать последствия взрыва, учеными института робототехники Санкт-Петербурга было разработано 15 уникальных машин, в числе которых был и «Антошка» – гусеничный трактор небольших размеров с ножом бульдозерного типа и повышенной проходимостью за счет компактных размеров и маленького веса.

Советский гусеничный робот "Антошка" в окружении испытателей

Регулировщик

Идея о том, что нужно автоматизировать систему управления дорожным движением появилась еще в далекие 60-е годы. Уже тогда ученые работали над созданием робота-регулировщика.

В 1967 году в журнале «Моделист-Конструктор» появилось фото такой роботизированной машины, которая выполняла обязанности сотрудника ГАИ. Также было известно, что робот-регулировщик мог выполнять до 80 голосовых команд, поддерживая дистанционное управление. Насколько это соответствовало истине и что с ним потом случилось – неизвестно.

Советский роботизированный регулировщик и дама за рулем, предъявляющая водительское удостоверение

Описанные уникальные роботы были одним из главных достоинств советских разработчиков. В те времена о таких помощниках за границей могли только мечтать, и жаль, что в дальнейшем эти проекты так и не получили полноценного развития.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
                       

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *