Как получились эти 5 явно компьютерных спецэффектов в советских сказках

Во времена советского кинематографа в приоритете было так называемое социальное кино, отображающее реалии простых граждан. Но мнение, что зрелищный жанр и вовсе обходили стороной, крайне ошибочно. Некоторые советские фильмы в плане визуального оформления и эффектов могли всерьез потягаться с западными блокбастерами, а учитывая время, когда эти фильмы были сняты, на экране порой происходили вещи, которые действительно поражали воображение. В нашей подборке мы вспомним советские сказки, эффекты в которых сейчас трудно представить без использования графики, а также попробуем разузнать, каким же образом создателем удалось их воплотить в реальность.

Анастасия Зуева в роли рассказчицы

“Илья-Муромец” и дракон с огнеметом

Экранизация русской-народной сказки о былинном богатыре Илье Муромце, режиссером которой был Александр Птушко, впечатляет своим масштабами, ведь за все время съемок на экране в качестве массовки было задействовано более 11 тысяч лошадей и 100 тысяч солдат.

Но даже не это было самым впечатляющим, ведь съемки основой сцены битвы с огнедышащим драконом, было изготовлено чучело трёхглавого змея в натуральную величину, а для извержения потоков пламени использовались армейские огнеметы.

Даже некоторые современные средне- и малобюджетные проекты в плане визуального оформления сейчас смотрятся менее реалистичными, а что уж говорить про середину 50-х годов и эффект, который произвела картина на советского зрителя.

Кадр из фильма "Илья Муромец"

Замки на стекле и флот в миниатюре

Современные компьютерные технологии позволяют воплощать на экране любые объекты и персонажей в неограниченных количествах и масштабах, однако во времена, когда компьютер занимал сразу несколько комнат в помещении, приходилось выкручиваться с помощью смекалки и невероятного таланта художников.

К примеру, чтобы изобразить старинный замок на горе, его, вместе с окружением рисовали на стекле и далее накладывали на очертание самой горы, тогда как камера снимала это под нужным углом, создавая иллюзию того, что строение настоящее.

В итоге общая картина получалась весьма реалистичной, поэтому зритель даже не догадывался, что перед ним не настоящие, а нарисованные объекты.

Художница рискует замок на стекле

Если же по сюжету фильма нужно было задействовать целую флотилию кораблей, умельцы строили их макеты и спускали на воду, а оператору при помощи перспективы удавалось сотворить настоящее чудо.

Подобным образом собирались макеты различных зданий, космических кораблей и многое другое, и стоить отметить, хоть это были лишь во много раз уменьшенные модели, они всё же существовали в реальности, а не только в цифровом виде, как это происходит в наши дни.

Советский художник создает замок-декорацию для фильма

Старик-Хоттабыч” и мастера иллюзии

Комбинированная съемка была одним из основных инструментов советских киноделов, ведь с помощью специально изготовленных декораций и профессиональной работы операторов удавалось создавать различные иллюзии, необходимые для реализации задумки режиссера на экране.

В культовой сказке «Старик Хоттабыч» в некоторых сценах были одновременно задействованы кадры, снятые сразу в тех городах: Москве, Сочи и Одессе.

В знаменитый полет на ковре-самолете снимался на крыше еще недостроенной гостиницы «Пекин» в Москве. Чтобы создавать иллюзию в динамике реквизит устанавливали на специальные рельсы, как в случае со штангой футбольных ворот из эпизода про матч между командами «Зубило» и «Шайба».

Кадр из фильма "Старик Хоттабыч"

Плюющийся варениками Пацюк и Диканька на Кольском полуострове

Адаптация гоголевской рождественской сказки еще в 1913 году, снятая Владиславом Старевичем, вошла в список лучших кинофильмов мира, в том числе за счет немыслимых для начала XX века спецэффектов.

Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки"

Александр Роу в своей экранизации не стал повторять своего предшественника, и фильм планировалось снимать непосредственно в селе Диканька на Полтавщине, однако этому помешала ранняя весна, поэтому съемки были перенесены на Кольский полуостров, где еще лежал снег.

Там же было воссоздано целое село с типичными мазанками и церквушкой, а в качестве массовки задействованы местные жители, что нисколько не испортило колорит, и сказка получилась более чем достоверной.

Что касается сцен с персонажами, где вареники влетали в рот Пацюку или черт, садившийся Вакуле в карман, были сняты путём обратной перемотки и объединения кино и мультипликации.

Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки"

“Вий” на колесиках

И вновь экранизация повести Гоголя, которая во многом стала прорывным для советского кинематографа проектом, хотя бы потому, что это один из первых ужастиков, снятых отечественными постановщиками. Во время съёмок пришлось задействовать множество трюков, что позволило убедить зрителя в реальном присутствии нечистой силы. Роли демонов и чертей выполняли артисты цирка и спортсмены, а огромный вес костюма самого Вия вынудил установить его на колеса, иначе передвигать его в кадре не представлялось возможным.

Кадр из фильма "Вий"

Помимо упомянутых картин, существовали и другие, при производстве которых декораторы, художники и операторы выполняли огромный труд и демонстрировали невероятные профессиональные навыки, а всё для того, чтобы маленький и взрослый зритель мог по-настоящему поверить в чудеса, происходящие на экране.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Загрузка...
                       

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.