5 фактов о советских бобинниках, которые многих удивят

Экспериментировать с магнитной записью в СССР начали еще в довоенный период, тогда как полноценная промышленная база для выпуска бобинников была создана в 45-м году. А поскольку музыкальный рынок Советского Союза никогда не славился особым развитием, энтузиастов, готовых перезаписывать бобины, было предостаточно.

Приобрести хороший бобинник было непросто, да и стоили такие магнитофоны дорого, поэтому то, что сегодня нам кажется бесполезной рухлядью и пережитком прошло, на то время было настоящим символом праздника и чуть ли не единственным способом послушать музыку.

Бобинные магнитофоны СССР — эволюция с 1939 по 1975

Дистанционное управление

Одни из самых известных советских моделей катушечных магнитофонов выпускались Киевским заводом «Маяк». Модель «Маяк-001», выпускаемая с 1973 года, вопреки современным представлениям о таких приборах, оснащалась пультом управления всеми режимами работы механизма, а также счетчиком метража ленты и двумя скоростями (19,05см/с и 9,53 см/с).

Прибор умел записывать и воспроизводить моно и стерео фонограммы, а также позволял осуществлять наложение записи поверх уже имеющейся. Весил аппарат около 20 кг, но купить его мог далеко не каждый, ведь количество произведенных экземпляров было значительно меньше числа желающих его приобрести.

Бобинный магнитофон Маяк-001

Сыграть в ящик

В сетевом катушечном магнитофоне «Днiпро-11» и его последующих модификациях была одна особенность, которая сразу отличала прибор от других моделей. Выпускалось изделие Киевским радиозаводом и весило более 24 кг, где большую часть массы составлял футляр из натурального дерева с лаковым покрытием, стилизованным под ценные породы.

В 60-е годы такое оформление по праву считалось эксклюзивным, прибор отлично вписывался в интерьер любой советской квартиры и даже считался роскошью.

Что касается практичности такого устройства, об этом не особо заморачивались, ведь подразумевалось, что магнитофон будет использоваться дома, не нуждаясь в постоянной транспортировке, но в то же время, в плане характеристик и возможностей, бобинник «Дніпро» во многом превосходил аналоги.

Бобинный магнитофон «Днiпро-11»

Бобинник за 1000 рублей

Волжский электромеханический завод считался одним из лидеров среди советских производителей катушечных магнитофонов, именно на этом предприятии был выпущен бобинник «Илеть» и его дальнейшие модификации. Такой магнитофон хотели все, для кого музыка занимала не последнее место в жизни, ведь прибор отличался широким функционалом, был оборудован системой шумоподавления и усилителем мощности, да еще и управлялся с пульта.

Мало того, в комплекте к «Илеть 102» прилагались дополнительные колонки – невиданный бонус по советским временам. И, конечно же, стоило такое удовольствие очень дорого – более 1000 рублей, будучи по карману немногим гражданам.

Бобинный магнитофон «Илеть 102»

На тройном движке

Выпуск магнитофона «Электроника ТА 01-003» начался в 1979 году на Фрязинском заводе «Рений». Изделие оснащалось тремя двигателями и лентопротяжным механизмом высокого качества с системой автоматического управления ведущим двигателем прямого привода.

Помимо этого, в бобиннике было установлена система стабилизации натяжения магнитной ленты и устройство для электронного торможения. Также прибор имел характерные для топовых моделей пульт дистанционного управления и встроенную систему шумоподавления.

Отличием же от других аппаратов в этом классе является блочно-модульная конструкция и многокомпонентная автоматизация 3-х двигательного блока ЛПМ. Магнитофон мог воспроизводить запись вперед и назад, осуществлял ускоренную перемотку ленты и любом направлении, а уровень записи и воспроизведения можно было увидеть на индикаторе.

С 1980 года изделие производилось на Кировском электромашиностроительном производственном объединении имени Лепсе.

Бобинный магнитофон «Электроника ТА 01-003»

И на десерт немного о краже технологий

Впервые бобинный магнитофон был изобретен Куртом Штилле в 1925 году и вместо ленты в первые несколько лет в нём использовалась проволока. Изначально основой для ленты служила бумага, а уже затем она была заменена на более надежную и прочную полимерную пленку.

Сама технология была придумана еще в 20-х года в Германии, именно там стартовало производство первых катушечных магнитофонов для бытового использования. В основном этим занимались две немецкие фирмы – BASF и AEG.

Интересно, что последняя имеет прямо отношение к появлению самого названия «магнитофон».

В середине 30-х годов немцы были безусловными королями в этой сфере. После Второй мировой войны, победившие советская и американская стороны в качестве возмещения «одолжили» у AEG технологию производства магнитофонов и ленты, после чего в этих странах началось активное развитие своего производства катушечных магнитофонов.

Инженер настраивает первый катушечный магнитофон

Начиная с конца 70-х годов в СССР начали появляться кассетные магнитофоны, которые были гораздо доступнее и практичнее большинства бобинных. Однако некоторые ценители продолжали использовать катушечные приборы, так как они обеспечивали более качественное звучание, что было особенно ценно для профессионалов.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (15 оценок, среднее: 3,73 из 5)
Загрузка...
                       

17 комментариев на «“5 фактов о советских бобинниках, которые многих удивят”»

  1. Виктор:

    Бобинник и катушечник совершенно разные аппараты.

    18
    53
  2. Мухамбек:

    Усилителем мощности и колонками ооборудовалась Илеть-101. 102-я шла без колонок. Пульт ДУ максимум мог делать паузу. Что в 101-й, что в 102-й. ЛПМ механический был. Полноценный пульт ДУ, правда проводной появился в Илети-110. С 3-х двигательным ЛПМ.

    30
    2
  3. Павел:

    Ну не знаю, я купил Илеть-102 с колонками, в комплекте шли колонки Амфитон 35ас. Пуль ДУ был проводной и действительно мог делать только паузу.

    11
  4. Александр:

    не стоил Илеть больше 1000р, была и покруче техника Олимп например

    39
    1
  5. Сургей Спец:

    А на фото на видео пониже статьи AKAI-4000 G с замазанным шильдиком на крышке головок )))

    8
    1
  6. Анатолий:

    Была у меня ЭЛЕКТРОНИКА ТА1-003, слушал через КОРВЕТ. Однажды запустил через ТЕХНИКС и обалдел от качества звука! Японец есть японец!

    11
    11
  7. Владимир:

    На Лепсе Олимп выпускали.

  8. Вадим:

    На Лепсе и Олимп делали некислый. Правда с ДУ нужно было 1250 целковых за 005-й отдавать. Усилок с колонками, само собой, отдельно.

  9. Леха:

    Олимп был первого класса и лучшим по звуку. А не этот ширпотреб который описан

    8
    7
  10. Лёха:

    Олимп был 1 класса не надо ляля. Звучание как винила. Свои илети засуньте поглубже

    6
    4
  11. Андрей:

    У меня до сих пор функционирующий Ростов-105, купленный в 1988 году

    14
    1
  12. Божк Серг:

    Ну, следует сказать, что пульты ДУ были “на веревочке”

  13. Игорь:

    Доброго времени суток!! у Меня более 10 лет была Идель 001-1 с ДУ от Олимпа 005, сам переделал, Двухблочный усилок Орбита и S-90 4 шт., вертушка чуть позже Электроника ЭПУ-017
    Все работало и пережило 2 свадьбы в разнос. Работало пока я плотно не сел на комп., Все раздал, потом жалел.

    6
    1
  14. Мухамбек:

    Хочу добавить что Илеть 101 имела ажно три скорости)).4.76, 9.53 и 19.05. Это была не ахти какая редкость. Некондиционные Илеть-102, далее как и Илеть-110, продавались в спец магазинах по цене раза в два ниже номинала. Вполне рабочие аппараты но с заморочкой. Первую 102-ю ремонтил у товарища когда он заметил отсутствие стереоэффекта. Работал один УНЧ на оба канала. Замена выходных транзисторов решила проблему. Вторую 110-ю ремонтил у другого товарища. Халявил блок управления ЛПМ. При покупке в этом же магазине купили две платы управления, продавались чуть ли не на вес))). Одна оказалась рабочей. Просто заменили и всё))

  15. Борис:

    Были и Идель 102, и Олимп 001 и не упомянутый автором Идель 001 да ещё куча чего. Была студия записи, точней перезаписи и порядка 2000 катушек… Или бобин кому как нравится.)))

  16. Алексей Волков:

    Автор, исправьте грубые ошибки в тексте. Вы смешали в одну кучу два понятия – “боббина” и “катушка”. Да, согласно энциклопедическому словарю вы, может быть, правы, но на практике эти понятия различались. На катушечном магнитофоне лента наказывается внутрь катушки. Такие магнитофоны использовались повсеместно, и в первую очередь в быту, именно о них написана ваша статья. Бобинный магнитофон – серьёзный аппарат, предназначенный в первую очередь для студии. У него лента наказывается безо всякой катушки в бобину (фактически узкий рулон). Хотя лента такая же, при желании её можно перемотать в катушку. У бобинного магнитофона отсутствует скорость 9,53 см/сек, зато есть недостижимая для катушечника 38 см/сек. Самые известные бобинники – конечно STM-ы, из отечественных были распространены в первую очередь МЭЗ-109. Весит такой мафон более 20 кг и установлен на собственной станине, рабочая поверхность горизонтальная – примерно на уровне стола, благодаря такому положению лента наказывается в бобину ровно и не рассыпается.

    6
    1
  17. Сергей:

    “Олимп” – высшего класса, что отражено в цифровом индексе – 005 (как у меня, вот, с левого бока рядом стоит на полке). Были ещё 004, более ранних я не видел.

    5
    2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *