5 удивляющих фактов о советских фильмоскопах, которые многие не знали

Старшее поколение наверняка помнит те ощущения, когда под сопровождение тихого гудения фильмоскопа на стене комнаты появлялись цветные картинки. Да, что там говорить, каждый советский ребенок с трепетом в душе наблюдал за разворачивающейся перед ним историей!

Атмосфера, которая царила во время просмотра сказочных диафильмов, живет в памяти многих и сейчас. В нашей статье мы не только окунемся в прошлое, но и поведаем о самых интересных фактах о советских проекторах-фильмоскопах, которые будут интересны поклонникам этого формата.

Советский фильмоскоп

Детский и взрослый

Просмотровым фильмоскопом, который также называли «детским», мог одновременно пользоваться лишь один человек, притом что такие изделия выпускались как в ручном, так и настольном исполнении. Внешне корпус ручного фильмоскопа был похож на старую добрую мыльницу: пленка с диафильмом помещалась в специальное отверстие, после чего прибор подносился окуляром к глазу и направлялся на источник света, тогда как за смену кадров отвечал ручной механизм для протяжки.

Настольный прибор имел схожее применение, с той лишь разницей, что просмотр пленки происходил в отраженном световом потоке, так как у него был своеобразный экран, в виде белого листа бумаги.

Проекционные аппараты – диапроекторы, которые также было принято называть фильмоскопами, имели более серьезную конструкцию. Именно эти устройства в массовом сознании ассоциируются с той неповторимой атмосферой, которая создавалась во время просмотра диафильмов.

 

Первые советские диапроекторы были довольно громоздкими, корпус устанавливался на массивном основании, на нём располагалась осветительная камера, протяжный механизм и фильмовая рамка. Такие изделия питались от электросети, либо от аккумулятора. Со временем же габариты приборов уменьшились, и их заменили более современные модели.

Советский фильмоскоп и диафильмы

До и после

Советские фильмоскопы не были редкостью, ведь это было одно из главных развлечений детей дома, достаточно было лишь закрыть шторы, зарядить пленку и наслаждаться просмотром цветных слайдов под сопровождение «лампового» жужжания проектора и запаха нагретой пленки. Достать диафильмы не составляло особого труда – их даже покупать было необязательно, ведь ими обменивались, брали напрокат и т.п.

В наше время популярность диафильмов, как и самих фильмоскопов, не идет ни в какое сравнение с советским периодом, однако некоторые родители хотели бы показать своему ребенку то «чудо» техники, которое радовало их в детстве.

Современные диапроекторы выглядят иначе, они бесшумны и совершенно не нагревают пленку при показе. Однако стоят такие устройства около 7 тыс. руб.

Цена, согласитесь, не маленькая, да и есть ли смысл приобретать современный аналог за большие деньги, если он всё ровно не передаст ту атмосферу, которую создавали советские аппараты. Кроме того, даже сегодня вполне реально найти рабочий проектор тех времен. Такой можно попросить у знакомых, поискать по барахолкам или же по объявления о продаже в интернете.

Пленки диафильмов и коробочки

Повышенная мощность и система охлаждения — о самом продвинутом фильмоскопе СССР

Самым мощным советским диапроектором был «ДП». Данную модель отличала его кинопроекционная лампа мощностью в целых 300 Вт, что само по себе предполагало необходимость принудительного охлаждения. Аппарат имел сравнительно небольшой вес, сочетая такие ценные качества, как высокая надежность и простота использования.

Другое дело, что он был довольно редким, поэтому оценить его преимущества на практике могли единицы.

Предназначался фильмоскоп «ДП» для просмотра диафильмов и слайдов как в стандартном, так и широкоформатном размере кадра. И конечно же, изделие было относительно дорогим, ведь оно обладало самыми прогрессивными на то время характеристиками среди известных аналогов.

Советский фильмоскоп

 

­­Лучшие писатели и художники

Первые диафильмы были черно-белыми, выпускаясь студией, основанной еще в 1930 году в Москве. Примечательно, что детские пленки создавались по мотивам рассказов известных писателей: С. Маршака, А. Барто, К. Чуковского и т.д.

Что касается эскизов, то в их разработке принимали участие лучшие художники, поэтому практически каждая пленка включала в себя не только интересный и ёмкий рассказ, но и яркие, живые иллюстрации. В 50-60-е гг производство диафильмов приобрело наибольшие масштабы, в среднем студия «Диафильм» выпускала около 300-400 картин в год.

Некоторые из художественных диафильмов озвучивались, а сам звук записывался на пластинку, которая шла в комплекте с пленкой. Кроме того, появилось множество учебных и познавательных материалов, помимо рисованных мультфильмов и сказок.

Заставка "Студия Диафильм"

Фантастика, пропаганда, инструктаж или необычное применение фильмоскопов

Фильмоскопы были популярны не только для домашнего просмотра, но и активно использовались в учебных целях. Создавались специальные диафильмы на ту или иную тематику, которые заменяли собой полноценные лекции, к тому же, с наглядными иллюстрациями.

Конечно же, в советские времена это не могло обходиться без пропаганды, поэтому многие диафильмы в той или иной степени обязательно продвигали темы революции, индустриализации, научных исследований и пр. Такие пленки крутили в учебных заведениях, на предприятиях, различных собраниях, о чем сегодня уже практически никто и не вспоминает.

Диафильм "Сверяя жизнь по Ленину"

В любом случае фильмоскопы навсегда останутся одним из любимых видов развлечения целого поколения, ведь диафильмы подарили нам необыкновенный мир с интересными персонажами, самобытными историями, яркими цветными картинками и самое главное, непередаваемой атмосферой, напоминающей о детстве.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (4 оценок, среднее: 3,75 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *